Система охлаждения
Система охлаждения (Рисунки 8а и 8б) закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Система охлаждения дизеля в составе автотранспортного средства должна обеспечивать температуру выходящей из дизеля охлаждающей жидкости не более +100°С и масла — не более +115°С при температуре окружающего воздуха +40°С.
Водяной насос приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Смазка "Литол-24" в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. В процессе эксплуатации смазывание подшипников не требуется.
Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров. Кроме того, в крышке корпуса термостата установлен датчик светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах от 85°С до 95°С. Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с температурой начала открытия основного клапана 87±2°С.
Имеется два варианта установки вентилятора на дизеле: без проставки и с проставкой. Возможна установка вентилятора с электромагнитной или вязкостной муфтой отключения вентилятора (Рисунок 7).
![Установка вентилятора Установка вентилятора](/diesel_mmz/description_and_work/fan_installation_medium.jpg)
- вентилятор
- шкив
- проставка
- шайба
- болт
- вязкостная муфта
- вентилятор
- болт крепления вязкостной муфты
![Схема системы охлаждения (Дизели с ЖМТ) Схема системы охлаждения (Дизели с ЖМТ)](/diesel_mmz/description_and_work/scheme_of_system_cooling_of_engine_with_zhmt_medium.gif)
- водяной насос
- термостат
- ремень привода водяного насоса
- вентилятор
- рубашка охлаждения головки цилиндров
- рубашка охлаждения блока цилиндров
- гильза блока цилиндров
- краники для слива охлаждающей жидкости
- патрубок
- пробка заливной горловины
- световой сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости
- указатель температуры охлаждающей жидкости
- радиатор
- фильтр масляный
- жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ)
- пробка для слива охлаждающей жидкости
- патрубок отвода охлаждающей жидкости от ЖМТ
- патрубок подвода охлаждающей жидкости к ЖМТ
![Схема системы охлаждения (Дизели без ЖМТ) Схема системы охлаждения (Дизели без ЖМТ)](/diesel_mmz/description_and_work/scheme_of_system_cooling_of_engine_without_zhmt_medium.gif)
- водяной насос
- термостат
- ремень привода водяного насоса
- вентилятор
- рубашка охлаждения головки цилиндров
- рубашка охлаждения блока цилиндров
- гильза блока цилиндров
- краники для слива охлаждающей жидкости
- патрубок
- пробка заливной горловины
- световой сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости
- указатель температуры охлаждающей жидкости
- радиатор